ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДРАКОНОВ НА ВОЙНЕ
О драконах на войне
Что такое дракон? "Увидишь — не ошибешься", это понятно, несмотря на огромное количество разновидностей.
Итак, "дракон вообще" — это крупное, хорошо защищенное летающее животное, способное изрыгать пламя. Драконы либо разумны, либо обладают зачатками разума, либо их возможно приручить для дальнейшего использования. Их можно либо разводить, либо нанимать, либо призывать. А потом — кормить, поить и, возможно, ублажать другими экзотическими средствами, вроде девственниц и груд золота.
Что даст дракон древнему искусству войны? Прежде всего, перенесет ее в третье измерение. А появление летающего противника — это не только необходимость надеть шлем покрепче. Это означает, что привычные методы борьбы за территорию мгновенно устареют. Теперь не нужно прорубаться сквозь боевые порядки противника, и горизонтальное окружение на плоскости поля боя уступает место вертикальному охвату. В воздухе нет преград, его невозможно перекрыть, и маневр вновь становится основным средством достижения победы.
Не щит и меч, а движение — вот что выигрывает войны. Придет конец сражениям, когда две армии сходятся в чистом поле и рубятся до потери сознания. Конечно, одного маневра, даже очень хорошего, для победы мало. Дракон — это воплощение атаки, невероятная огневая мощь и надежная защита в компактной и очень мобильной упаковке. Бронированные огневержцы, вихрем проносящиеся по вражеским тылам и уничтожающие там все, что возможно, не встречая при этом достойного сопротивления — это как танковый прорыв времен Второй мировой. Даже достаточно автономная, питающаяся подножным кормом армия средневековья не может существовать без тылов. Не обязательно сражаться с тысячью тренировавшихся с детства тяжеловооруженных рыцарей — вполне хватит и того, что от голода они не смогут надеть на себя латы.
Десятки, сотни, тысячи драконов — ужасающая мощь, но и один-единственный дракон способен до смерти огорчить врага, пусть даже ни разу не пыхнув на него огнем. Самое первое, чем занялась военная авиация, то, ради чего она, по сути, и родилась — это разведка. Для воздушной разведки нет тайн, от нее невозможно скрыть перемещения войск или инженерные приготовления. "Предупрежден — значит, вооружен". Успех в информационной войне — важный шаг на пути к общей победе.
Командование драконами сильно зависит от того, сколько звездочек у вас на погонах.
Драконы на фронте
Да, лейтенант, и вашу часть могут при случае усилить драконом. Получил дракона — жди суровой потасовки, обильных кровопролитий и продвижения по службе. Если жив останешься.
Итак, дракон. И что с ним делать? А ничего. Пусть летает. С открытыми воздушной разведкой глазами управлять боем проще и приятнее, а победа практически гарантирована, если особо не ошибаться.
И не надо делать из дракона краеугольный камень обороны или основную силу наступления. Стройте войска, как будто дракона вовсе нет. Когда у дракона нет жестко закрепленной позиции, появление его всегда будет для противника неожиданностью. Сидят враги, балагурят — и вдруг БАЦ! — они на острие атаки. С драконом можно не искать слабых мест для наступления, а создавать их, где удобнее. А если враг, надрываясь, стянул все силы и прорыв не удается — перенести удар на километр в сторону. Оглянуться не успеют, как окажутся в котле.
Еще важнее не завязываться на дракона при обороне. Дракон найдет затаившегося врага, когда тот только готовится к наступлению, изрядно его прожарит еще на подходе, и уж если кому-то удастся прорваться сквозь подготовленные к обороне позиции — добьет в своем тылу. Бойцы пусть сидят в окопах и не отвлекаются. Такая оборона устойчивее толпы солдат с драконом в центре.
Оперативное применение, работа в ближнем тылу
Пока бойцы и младший комсостав геройствуют, можно заняться настоящей войной. Одного дракона будет уже мало, нужен десяток. Лучше — два. Тут уж можно развернуться и превратить жизнь врага в сущий ад. Он ждет подкреплений? Не дождется. Спрятал в лесочке осадные орудия для штурма? Может на прощанье понюхать дымок от пожара. Солдаты проголодались? Стрелы кончились? Больных и раненых в тыл не может вывезти? Связи нет? С каждым часом сил для наступления и путей для отхода у него будет все меньше и меньше. Можно поступить гуманно и предложить сдаться, а можно подержать, сколько нужно, в котле и добить, чтоб не мучался.
Конечно, не факт, что драконы смогут полностью перекрыть врагу кислород. Но этого и не надо. Если у себя в тылу он сможет перемещаться только по ночам, перебежками от одного куста к другому, дико озираясь и тыча в небо арбалетом, значит, дело сделано. Без нормального тыла ни одна армия воевать не может.
Но не все гоняться за обозами! Можно порезвиться и чуть по-другому, посадив на драконов пехоту. Напасть с воздуха на штаб или форпост, высадить десант на пепелище и повязать пленных, отбить узловую точку оборонительной линии, захватить склад с выпивкой — да мало ли вкусных целей на карте?
Впрочем, не всегда войска стоят друг против друга. Чаще один противник бегает от другого, и вот тут драконы могут очень пригодиться. Нападение с воздуха в лучшем случае превращает походную колонну в обезумевшее от страха стадо, в худшем — останавливает и заставляет развернуться в боевые порядки для отражения атаки. Все это — потеря драгоценного времени. А в маневренной войне кто быстрее двигается, тот и молодец. К тому же противник на марше гораздо уязвимей, чем на позициях. Задача командира — догнать отступающего в поле и добить, или наоборот — оторваться от наступающего и встретить в готовности, зарывшись по уши в землю.
Один солдат, особенно какой-нибудь Коэн-варвар, может биться в одиночку. Десять — уже заскучают без весточек от любимого командира. Армия без связи — сборище потенциальных покойников. В отсутствие радиоподобных палантиров драконы — лучшие связные. Быстры, крепки, надежны, а абонентскую плату можно с противника списать.
Стратегическое воздействие на противника, работа в глубоком тылу
Любая война ведется лишь до тех пор, пока участники способны ее вести. Именно страны-участницы, а не их армии. Если армии нечего есть и нечем стрелять, если народ недоволен и готов восстать, если продолжение войны приведет к массовому голоду и полному краху экономики — то такую войну постараются прекратить, чтобы не ввергнуть государство в полный хаос. Добейтесь хаоса по ту сторону фронта, и можете забыть про генеральные сражения и поединки рыцарей перед строем. Привычными фэнтезийно-средневековыми методами добиться этого нелегко, но вот драконы... Драконы меняют ситуацию в корне.
Нет точки на карте, недостижимой для дракона. Противник может считать плантации за горным хребтом своим безопасным глубоким тылом, но драконы доберутся туда за считанные часы. Доберутся и сожгут. А на следующий день — сожгут урожай в другой местности. И в третьей. И так до тех пор, пока в стране будет что сжигать. Города, поселки, деревни, порты, корабли в море, склады, фермы, хутора, мельницы, амбары, мосты, дамбы, паромы, избушки лесников. Леса, в конце концов. Удары будут неожиданными и неотразимыми. Впрочем, скорее всего до полной аннигиляции дело не дойдет — любой не особо сумасшедший правитель в такой ситуации запросит мира.
А если не запросит — сменим правителя. Не обязательно выжигать всю страну — достаточно сжечь один замок в столице или одну карету на дороге. А наследник будет гораздо сговорчивей.
Ревущий дракон в клубах дыма и пламени ярким солнечным днем виден издалека, а вот летящий на бреющем черный дракон темной ночью — практически невидимка. Очень полезное свойство, когда надо забросить в тыл врага диверсионную группу, неуязвимого Главного Героя или ставший ненужным артефакт. Тихо ночью прилетел, тихо ночью улетел. А по пути посмотрел, кто, где и куда движется, где ждать нападения, а где слабое место в обороне. О разведке нельзя забывать ни при каких условиях.
Война на море
Дракон над морем становится не только мокрым и злым, но и смертельно опасным, ведь деревянный корабль перед ним абсолютно беззащитен. И десять деревянных кораблей — тоже. Поэтому не стоит рассчитывать на генеральные морские сражения или крупные десанты в тех местах, где могут появиться драконы, — сожгут. Разве что мелочь всякая будет по ночам вдоль берега шнырять с контрабандным табаком и авантюристами на борту.
Так что господство в воздухе дает и власть над морем, а уж умелый полководец сумеет им распорядиться.
Противодраконья оборона
Наконец — “...и как с ним бороться”. На каждого хитрого дракона найдется свой боец с винтом калибра 7,62. Ну, или с чем-то подобным. А когда бойцов собирается пара сотен, то над ними пролетит разве что дракон-камикадзе. Причем вертикально вниз.
Принцип прост: забить качество количеством. Тут уж не до красот стратегии, знай стреляй из всех стволов — авось попадешь. Если повезет, попадешь в уязвимое место. Если очень повезет — попадешь прежде, чем дракон тебя поджарит.
Главная задача состоит в том, чтобы в нужное время в нужном месте стволы были в нужном количестве. Если охраняется город или полевой лагерь, значит, крупнокалиберные драконобойки должны быть приведены в боевое положение, а выносные посты — заранее предупреждать о приближении дракона. Чей первый залп, того и тапки. Солдатиков натренировать так, чтоб при виде дракона они не под телеги лезли, а палили в зенит из всего, что под руку попадется.
Неплохо ограничить нападающим свободу маневра, чтобы летели только сквозь хорошо пристрелянные коридоры — поднять аэростаты заграждения, натянуть тросы и сети, костры с вонючим дымом запалить.
Колонна на марше или конвой в море защищаются так же, но им тяжелее — как правило, тяжелое вооружение находится в походном положении, и на подготовку к бою требуется время. Поэтому лучшим средством защиты для них является свой дракон — он и разведку ведет, и при случае свяжет боем напавшего противника, пока бойцы сколачивают свои баллисты с катапультами.
Впрочем, защищаться надо не только от полчищ огнедышащих чудовищ, но от одиночных хромокрылых инвалидов с зоркими глазками. Без воздушной разведки противник глух и слеп. Поэтому маскировка и еще раз маскировка! Маршировать ночами, путать карты фанерными крепостями, закрывать важные точки дымовыми завесами. Воздушные шпионы но пасаран!
Но самая хорошая защита — это нападение. Если у противника не будет драконов, то и нападать они не будут. Значит, надо уничтожить зверя в его логове. Атаковать драконьи базы своими драконами, атаковать внезапно и массировано, с подавляющим перевесом в силах. Нет сил атаковать в лоб — проводить диверсии, травить скот, отключать горячую воду. Яйца у Горынычей — самое слабое место.
Ну и, разумеется, магия. Магия везде своя, поэтому тут уж делайте что хотите. Потому что главное — результат.
ХРАНИТЕЛИ МИРА
Драконы — пылающий образ войны, олицетворение мощи и ужаса разрушения, громадины неба, для которых нет преград и расстояний. Можно сравнивать их с летающими танками, можно с бронированными самолетами. Все это верно. Но самое правильное сравнение — атомная бомба мира фэнтези. Парадоксально, но факт — драконы столь мощное оружие, что должны были бы одним фактом своего существования предотвращать войны. Слабые противники не в силах противостоять крупным армиям, вооруженным драконами, а схватка "сверхдержав" приведет к разрушениям и потерям, восполнить которые средневековая по сути своей экономика мира фэнтези будет не в состоянии, и поэтому война практически невозможна.
Так что, если, подняв голову, увидите в небе дракона — знайте, ваш мир в безопасности.